Наш Генрих женился умнее и удачнее всех. Поначалу, когда Карл умер, Генрих решил жениться на своей великой любви Марии Клевской, в которую влюбился по запаху потной рубашки. Она в это время была беременна от Конде (и замужем соответственно), но Генрих как-то меланхолично этим всем пренебрегал, готовил коронацию, переписывался с папой римским насчет того, как бы Машу с Конде развести, но тут она умерла родами, Генрих малость съехал, в общем жизнь сразу пошла наперекосяк. (Портрет Марии справа.)
Тогда Генрих решил жениться на Луизе Лотарингской. Он присмотрел ее еще когда в Польшу ехал. Такая тихая была, вроде Золушки, жила со злой мачехой. Та ее держала в ежовых рукавицах. А когда Генрих написал им, пускай присылают ему Луизу - жениться будем, - мачеха пришла к ней в спальню с поклонами, называла "Ваше Величество", а Луиза, разумеется, решила, что та издевается. Брак был очень удачный. Луиза Генриха обожала и была ему абсолютно верна. (Портрет Луизы слева)
Генрих еще перед свадьбой такой финт ушами пытался сделать. Он решил разом устроить свою бывшую любовницу Рене де Шатонеф и жениха Луизы Франсуа Люксембургского - типа, пускай поженятся и не чувствуют себя брошеными и одинокими. Приказал было, но не срослось. Франсуа смылся. А Рене потом утешилась с каким-то итальянским пиратом и тоже вроде с ножом за ним гонялась (или он за ней) - она буйная женщина была, темпераментная.
Неудачно только, что детей у Луизы не было. Говорят, Екатерина Медичи предлагала ей родить наследника трона хоть от кого, но она отказалась. Судя по всему, у нее в самом начале был выкидыш, и потом уже она никак не могла забеременеть. Ну и Генрих не особо усердствовал.
Тут еще портреты Луизы, Бюсси, Гиза, д Эпернона и Немура
Вот еще один портрет Луизы Лотарингской. Видно, что она была не очень яркая, но красивая, тихая и умненькая.
Она пешком ходила по святым местам, но это все равно не помогло ей забеременеть. "Королева месяцами страдает от высокой температуры, Генрих почти все дни проводит рядом с ней, утешает и нежными словами поддерживает ее мужество.
Мысль о разводе ужасала королеву, но королева-мать была настроена против него и прилагала все силы, чтобы поддерживать гармонию в отношениях сына и невестки. Луиза нашла в Екатерине Медичи поддержку и искреннее участие. Король же в свою очередь писал, что очень рад, когда его супруга находится рядом с королевой-матерью, «чтобы служить ей- это самое лучшее для нее, когда она не со мной» Несмотря на искреннюю любовь к Луизе, Генрих не мог отказаться от любви на стороне. Впрочем, он тщательно скрывал свои похождения от жены и никогда не имел официальной фаворитки. Однако королева сохранила до конца своих дней искреннюю любовь к мужу. В письме, написанном королевой в сентябре 1580 года и адресованном герцогине де Немур, королева жалуется на временное отсутствие короля и и на то, что с ней «нет рядом такого прекрасного и доброго мужа. Он так добр ко мне, что я молю Бога сохранить его, и хочу жить только ради него одного, вы это хорошо знаете». После убийства Генриха III, королева Луиза больше никогда не снимет траур, став «Белой Королевой». 6 декабря 1589 года она пишет из Шенонсо герцогу де Неверу, что она «угнетена беспрерывной болью, не имея сил выносить свою слишком жестокую потерю, лишившись благословения нашего Господа». Она ходатайствовала и в Риме, и перед Генрихом IV, и перед кардиналом де Жуаезом, чтобы с Генриха III сняли обвинение в убийстве Гизов. Она требовала от Генриха IV наказания вдохновителей убийц ее мужа, однако новый король отказался устраивать судебное разбирательство с Гизами. В наследство от Екатерины Медичи она получила прекрасный замок Шенонсо, в котором прожила последующие 11 лет, погруженная в глубокий траур."
А это Бюсси - красавец, ничего не скажешь, но гадёныш.
Из Википедии: "Луи де Клермон, сеньор д'Амбуаз граф де Бюсси (фр. Louis de Clermont seigneur d'Amboise comte de Bussy) (1549—19 августа 1579) — французский дворянин, прославившийся многочисленными дуэлями и любовными похождениями. Поэт.
В 1572, воспользовавшись Варфоломеевской ночью, убил своего кузена Антуана де Клермона, маркиза де Ренеля, с которым вёл тяжбу, после чего унаследовал маркизат Ренель. В 1573 сопровождал герцога Анжуйского (с 1574 — короля Франции Генриха III) в Польшу, королём которой тот был избран. Затем поступил на службу к младшему брату короля, Франсуа-Эркюлю де Валуа, герцогу Алансонскому (с 1574 — Анжуйскому), фаворитом которого вскоре стал. Назначенный в 1576 губернатором Анжу, разорял провинцию поборами. В 1578 сопровождал герцога Алансонского в его походе в Нидерланды, одним из наиболее активных инициаторов которого был. Как полководец проявил себя не лучшим образом. При нем во французском лагере в Нидерландах царил полный беспорядок. Убит людьми графа Шарля де Монсоро, жену которого соблазнил."
А это Генрих Гиз. Видный мужик, но зараза. Он был женат на сестре Марии Клевской Екатерине и у них было штук 14 детей. При этом, Катя еще умудрялась активно изменять мужу с Сен-Мегреном. У Гюго драма есть (или у Дюма, что ли?) - про то, как их застукали, тоже Гиз Сен-Мегрену устроили засаду, а Екатерина, чтобы не вошли в дверь сунула свою хрупкую белую ручку в петли вместо засова, и ей так мрачно эту ручку выламывали вместе с дверью. Сен-Мегрена грохнули, но половина детей Гиза, говорят, были курносые - в Сен-Мегрена.
Это д Эпернон. У Дюма он подлец и гаденыш, но все не так просто. В какой-то степени он предтеча Ришелье, только все ж помельче или не такой удачливый. Ну да, он ведь при куда более харизматичных королях пытался действовать и они его задвигали в угол. Прожил он лет 90. А у него еще сын был, тоже долгожитель, и я их спутал конечно, и удивлялся, что дЭпернон чуть не триста лет рулит во Франции. Наш Генрих сперва его любил, потом разлюбил, но д Эпернон ему верность сохранял вопреки всему, из ссылки бросался на помощь, когда Генрих сбежал из Парижа, и горевал после его смерти, и долго отказывался признавать Генриха IV, и, говорят, это он к нему Равальяка с кинжалом подослал. А потом Эпернон сделал регентшей Марией Медичи и вертел ею, как Меншиков Екатериной. В общем, был человек с большими и разнообразными способностями. У Таллемана де Рео о нем много занятного.
А это мой любимец - Жакуля де Немур, герцог Савойский. Я в честь него даже кота любимого назвал. Не знаю, почему он мне так нравится, ничего хорошего он в жизни не сделал, но и особо плохого, вроде, тоже - лихой был, беспечный, веселый. Въезжал на коне то ли в церковь, то ли в пиршественные залы. Безобидное, в сущности, создание, но гизар и всю дорогу с ними тусовался - только потому, что был влюблен в мамашу Гизов, и долгое время был ее любовником, а потом, когда папу-Гиза грохнули, он на ней женился. С нашим Генрихом у него, кажется, всегда были хорошие отношения - и он еще в детстве уговаривал семилетнего, что ли, Генриха сбежать к Гизам от королевского двора и возглавить всех честных католиков. Чуть было не устроил побег в реале. Но его простили. Видно, все его считали беззлобным и безобидным. Не помню, чтобы он какой серьезный вред кому причинил. Нормальный был мужик.
У Брантома совершенно идиотские истории рассказываются, как там взрослые мужики развлекались. Вот, например, этот Немур, весельчак, маршал Франции Строцци, кажется, и еще какой-то герцог или маршал, влезали в нужник, в нижнюю его часть, чтобы через дырки сидений снизу рассматривать и сравнивать прелести дам. Ну шо за детский сад Козявка? Позорище! Как они потом вылезали и чем они потом пахли, подумать страшно. Но вот такие забавы тогда у маршалов были. Причем ладно бы какие задроты несовершеннолетние были, но Немур-то! Он кем-то вроде первого кавалера Франции считался, неотразимый, такой савойский Дон-Жуан с кучей сердечных побед, красавец и все такое. В него даже Елизавета Английская влюбилась и требовала его к себе, но там интриги закрутились и не срослось. А он по колено в какашках ходит, чтобы на пипиську посмотреть. Ну как не стыдно! В результате я кота назвал все-таки в честь Келюса, а не Немура. Вот так.