Новым годом начну новую жизнь. Уже две штуки придумал обязательных.
1. Читать каждый день по 250 страниц, как Сталин. А то я ХЗ сколько читаю, может, вообще не читаю (такое впечатление складывается, до конца-то точно), а так, кусочками -
непонятно сколько. По электронной книжке посмотрел, что читал в последнее время, за неделю, наверно, - вроде бы и не так мало: Пелевина "Пигмеев Пиндостана", Аберкромби, что-то про инквизицию, мрачное фэнтези, Брайсон Путешествие по Европе, детектив Совокупность лжи, Чехова Записные книжки,, Ремизова сонник "Мартын Задека" - это я сейчас . А еще антички до хрена и Мочалову о Серебряном веке. Но сколько страниц - непонятно, в общем, надо считать и строго следить.2. И еще надо смотреть кино в компьютере, а то я в год штук пять фильмов смотрю от силы, и вообще - ничего в жизни не делаю, только пишу и хаотически и отрывочно что-то читаю (заглядываю в книжки), ничего не кончая. А ведь надо откуда-то брать впечатления.
Вот сегодня решил начать и посмотрел хороший фильм:
датский немой документальный фильм «Ведьмы» 1920 года. Сперва как лекция с диапозитивами, а потом пошла реконструкция с актерами – на самом деле там что-то вроде иллюстрированного «Молота ведьм». Красивые кадры – на Хальса похоже, в кроваво-красном свете. А какая там еда – фламандские натюрморты отдыхают, свиная голова, жареный павлин (очень изящный). И очень красивая утварь. Вообще Дания этих времен – такой захолустье мировое, что уже само по себе странно и необычно. И красивые личики есть, и обнаженка в полутьме, и натуралистичные сцены, вроде как старухи мочатся на дверь какого-то писателя, чтобы его уморить.
Страшный фильм – сразу много картинок ада, а я ада боюсь, не могу просто так смотреть на Босха и т.п. – как будто это про других. Нет, на фиг, всё про меня.
Дальше много про кино и про ведьмМожет, это из-за мазохизма, но все равно, я по любому представляю себя там, среди грешников на сковородке, а не на облаке, смотреть вниз в подзорную трубу на мученья грешников (это такое протестантское удовольствие, судя по их проповедям, они всем адом грозят).
Страшные сцены с дьяволом (он такой широкоплечий, мускулистый, квадратный, игривый, когда ведьмы целуют его в зад, у него свинячий хвост вверх торчит, чтобы им было удобно). Они там все время говорят, что в средние века люди верили в ад и дьявола, типа – вот чудные, мы-то сейчас не верим. Вернее, верим, но не в ад и не в дьявола, а в другие штучки типа истерии, душа Шарко и доктора Фрейда. А я верю и в ад, и в дьявола.
Толстушка хочет совратить священника, у которого в служанках. Толстые люди! Это прекрасно! С кривыми зубами и без них. Никаких подтяжек! Дико интересно смотреть, настоящее все. Она, задрав юбки, игриво улепетывает от него по саду, а священник за ней, подняв рясу. Про то, как врачи таскают трупы с кладбища, чтобы учиться анатомии, тоже жутко (а кто-то видит через окошко и несется в ужасе по улице, колотя в окна - мертвецов потрошат!) Рука мертвеца, суют палец в зелье – лишь бы он не слишком высох, а то крепости не будет. Жуть.
Пытки и орудия пыток. Этого ведь в Европе полно, в каждом захудалом городишке музей пыток. Показывают на молоденьких актрисах, как это все действовало. Девочки смеются и рассказывают свои ужасные секреты, а меня потряхивает. Страшно.
Сюжета там нет почти. Какой-то красотке кажется, что нищая старуха сглазила ее мужа, она жалуется в инквизицию. Говорится: спутницы дьявола могут быть молоды и прекрасны, но чаще всего они жалкие старые нищие. Ведьма от страха перед костром напивается каждую ночь. Вот ведь всегда обычно в кино показывают, как какую-нибудь молодую красотку на костре сжигают. Но старую и страшную в тыщу раз жальче, играет она отлично, замечательное лицо, глаз не оторвать, как у Рембрандта, седые редкие волосы клочьями, зубов нет, морщины, нос большой, не урезанный за долгую голливудскую карьеру. Бедную старуху пытают, она сознается, что нарожала кучу детей от дьявола. Что летала в Брокен на метле. Это все показывают - монстры ходят страшные, как на сюрреалистических картинах, какой-то гроб на ножках с головой ящера.
Еще садо-мазохистское: бичеванья молодого и красивого священника с блестящей тонзурой, он сам просит, чтобы изгнать суккуба, который к нему заглядывает (виртуальная молодая красотка с голыми плечами, в красивой шапочке и с мехом вокруг декольте). Он указывает на прототип и страшно, как потом эта остриженная и измученная девушка сидит в колодках, вся сомлевшая, как тряпочная кукла, и ее разводят на признание.
Я немое кино люблю. Сильнее впечатление - может, из-за музыки? Музыка волнует сильнее, чем нынешняя декламация, сейчас Астанговых и Названовых нет, голоса тусклые, произношение вялое.
И лица интереснее, чем сейчас. Глаза красивее, ясные, блестящие – сейчас таких нет, наверно, экология не та, и телевизор с компьютером. Глаза и у детишек уже мутные и раздраженные. Электричество, по-моему, тоже для глаз плохо. У нас на даче свет выключают часто, да и здесь несколько лет назад большие проблемы были с проводкой, приходилось до последнего в полутьме при свете из окна или со свечами сидеть – и это для глаз было намного мягче и лучше, чем с электричеством, глаза так не болели и не уставали. (А вообще я наверно ослепну скоро, даже очки себе купил, чтобы читать, за сто рублей. Для дальнозоркости 0,5. Я понимаю, на нынешнем фоне это фигня, но я в панике, у нас в семье ни у кого очков не было никогда до самой смерти, раньше умирали, чем глаза портили.)
В последней части показывали старушек в богадельне: вот, мол, раньше их всех могли бы ведьмами признать. Особенно горбатых, кривых, с бельмом. Та чудесная женщина, которая играла старую ведьму, сказала режиссеру в процессе съемок: «Дьвол существует. Я видела его, он сидел у моей кровати».
Одна дама там отыгрывает разные психические расстройства: лунатички, сомнамбулы - частая тема в кино того времени. Очень волнует почему-то. Что нынешние истерички видят уже не дьявола, а своих врачей или священников, и они тоже сквозь стены шляются. (Да, кстати, мне кажется, что Катя – истеричка, писал я уже об этом или нет. Такая ледяная сдержанность часто истеричность прикрывает, я уже сталкивался с таким. У нее тараканов полно.) Нечувствительные к боли области тела - там где дьявол лапой касался. Отсутствие чувствительности – тоже признак истерии. Клептомания, конечно, туда же. Это все ведьмы нынешние, хорошо, что инквизиции нет.
А у нас в России ведьм не сжигали. На одном соборе (очень давнем) постановили, что никакое колдовство крещеному человеку повредить не может, поэтому ведьм просвещенные люди не боялись и никакой истерии не было. Ведьм кажется на пару месяцев в монастырь на покаяние посылали – за глупость, судя по всему, или за мошенничество.
Теперь хаотически пытаюсь список составить, что посмотреть: Страсти Жанны дАрк 28 года, Королеву Кристину с Гретой Гарбо, Джильду с Ритой Хэйворт, Могамбо и Поворот винта с Марлоном Брандо, Гражданина Кейна, "Александру" Сокурова с Вишневской, Ящик Пандоры с Луизой Брукс, Медвежью свадьбу старинную, немую, вообще немецких экспрессионистов, Голубого ангела с Марлен Дитрих, Ран Куросавы (давно смотрел и ужасно понравилось, по Королю Лиру, только там не дочери, а сыновья с женами, очень здорово) и т.д. Все в таком роде. Ну это так, на первое время.