1. Эпос о Гильгамеше. 9/10.
Полный восторг. Гильгамеш просто как родной, а Энкиду бедняжку жалко до слез. История потрясающая. Александр и Гефестион - это куда больше Гильгамеш и Энкиду, чем Ахилл и Патрокл. Александр слишком много думает о жизни и смерти вообще, о бессмертии, пределах человеческих возможностей и несогласии с приговором богов. Похоже, что Александр хорошо знал эту историю. Гильгамеш шесть дней не хоронил Энкиду, вымаливая ему жизнь.

2. Юнсон. Прибой и берега. 6/10
Об Одиссее. Многословно, как у Томаса Манна про Иосифа и его братьев, явно так же пытался историю рассказать. В общем, это неплохо - большое удовольствие читать большой, неторопливый, по-умному болтливый роман. К сожалению, это не Манн, но концепция мне нравится. Я Одиссея никогда не любил и не понимал симпатии к нему писателей. Его обычно воспринимают как самого человечного сабжа из всех, типа система ценностей - семья, дом, родина. Нет, нет, я люблю Ахилла, человека войны, на фиг Одиссея вашего. Чужой кровью и подлостью он свое возвращение покупает, да и кому он нужен там? Какой там любящий муж через двадцать лет? В этой книжке про Пенелопу правильно написано - женщина научилась жить одна, сама себе хозяйка, вокруг молодые жаждущие мужчины, а у нее право свободного выбора, она сама решает, да и вообще они ей за прошедшее время куда ближе Одиссея стали. Сколько она с ним прожила? Пару лет? И двадцать лет разлуки. Он ей уже никто. И вдруг является жестокий старик, предъявляет на нее права собственника, устраивает кровавую бойню. И не из-за любви к жене и сыну, а как кулак, который любого вилами запорет, кто к его собственности руку протянет. И Телемах здесь хорош - слабый, обидчивый, прыщавый, плаксивый, злорадствующий за спиной отца-убийцы.

3. Житие отца нашего Андрея, Христа ради юродивого. 8/10
Я первый раз почувствовал, насколько это, должно быть, было захватывающим чтением в Византии, как ее наверно взахлеб читали - приключенческий роман души, невероятно насыщенная и драматичная жизнь - явления святых, борьба с бесами, битва непрекращающаяся, открытие небес, пророчества, сны, видения, беседы с Господом - и все это тут, рядом, в твоем мире. Столько в этом жизни настоящей, яркости, великих ежедневных событий! Жизнь на грани миров с распахнутыми вратами в Царство Небесное, между горечью и сладостью. И столько интересных подробностей о Константинополе, про реальные кабаки, про лечебницы для сумасшедших при храме, про отношения рабов и господ, о евнухах, развлечениях молодежи. И вместе с этим такое же топографически точное и замечательное описание райского сада.

4. Тюрид Ругос. Диалог с собаками: знаки примирения. 8\10
Я много книжек про собак сейчас читаю. Эту отмечаю особо - очень толковая и интересная. Много известного: что собака отворачивается, когда боится и взволнована ситуацией, и когда вдруг делает вид, что ей что-то на земле интересно, начинает траву обнюхивать - это она рассердившегося человека или злую собаку пытается успокоить, развести ситуацию. Обычно это воспринимается наоборот - мол, я ее ругаю, а ей хоть бы что, морду воротит, делает вид, что ей кузнечик интереснее, чем то, что я говорю. Узнал, например, что зеванье и облизыванье носа у собак - это тоже попытка успокоить. И человек тоже может успокоить пёса, если начнет внезапно зевать (только в глаза не смотреть). И гладить не голову и спину, а грудь и подбородок.

5. Волчек. Кодекс гибели. 7/10
Написано отлично, но тоже к концу наскучило, я потерял смысл всего, и был ли он. Нет, все ж вся эта педерастическая литература в чем-то основном убога - и умно, и тонко, и захватывает, но в центре мироздания - дырка в заднице. На мой взгляд, надо с собой бороться и с Чайковского, скажем, пример брать. Он не о дырках в заднице писал, есть много других тем на белом свете.

6. Чехов. ПСС. Письма т. 1. 8/10
А то я со второго читать начал.

7. Валерий Воскобойников. Блистательный Гильгамеш. 6/10
Детский милый пересказ, сама история очень трогательная, и пересказ неплохой.

8. Лоренс Даррелл. Авиньонский квинтет 1. Месье или Князь тьмы. 8/10
Люблю его. Он меня здорово вдохновляет. Это послабее будет Александрийского квартета, но все равно мастер. И про гностиков, блин, сатанинских - какая же это гадость, и что-то они мне все чаще попадаются в руки. Но опять много про Египет, замечательные страницы. Ну и и малость извращенная и сумасшедшая любовь - меня это всегда цепляет.

9. Алданов. Бред. 5/10
Алданова я с удовольствием читаю вместо всякой там развлекалки вроде детективов, это вроде бы тоже такого типа литература, но куда выше качеством. Эта книжка так себе, сперва очень захватило, но на второй половине что-то заскучал. «Ключ», конечно, намного сильнее и «Самоубийство» тоже.