Вдруг явственно вспомнил, как в детстве ловил с дедушкой рыбу, я поймал пескарика, а дед - щуренка, маленького, с ладонь. Перед тем как его отпустить назад в речку, я решил его погладить, и он тяпнул меня за палец. Прелестное, хищное создание.
Больше я, кажется, не рыбачил никогда. Хотя мне нравится, как люди с лодки ловят: уплываешь нахрен и для всех недоступен, никому не докричаться - редкое чувство уединения и обособленности. Только мобилу не брать.
* * *
К ночи все дороги и тропинки расчистили от снега до асфальта. Это реально круто. Вчера работали всю ночь, гудели и шуршали комбайны, мигали огоньками. Поутру на всех крышах дворники сбрасывали снег, а потом, видно, убирали внизу. Сейчас очень чисто, даже сугробы вдоль дорог очень аккуратные, и их тоже понемногу убирают, вчера они были метра два в высоту, а то и выше.
Про книги:
Генри Дэвид Торо. УОЛДЕН, или ЖИЗНЬ В ЛЕСУ - прекрасно. Черт меня дернул почитать рецензии на Ливлибе. Многие пишут, что он выпендривается, чет там на латыни и греческом цитирует, каких-то непонятных авторов цитирует. Одна девица фыркала, что он адресовал книжку людям бедным и несчастным, но она-то, слава Богу, не такая. А один мужик заявил, что это не может никому нравится, разве что снобам, чтобы выпендриться, а ради удовольствия никто читать не будет. Походу, ждали книжку про минимализм в жизни, как избавиться от ненужного барахла и т.п. (наверно, в одной из таких книжек ссылка на Торо и была).
Вообще, почему-то на книги и кино большинство смотрит как на развлечение, которое должно доставлять удовольствие. Потому и бесятся из-за плохих концов - чтобы мне за мои деньги еще и настроение портили! На самом деле от умных и сложных книг и фильмов получаешь втройне. Это и удовольствие, и польза для ума и души, и еще что-то, что работает на самоуважение - как марафон пробежать, чувствуешь, что стал лучше в процессе преодоления трудностей. Странно, что те люди, которые искренне любят и ценят тренировки в спортзале, не понимают, что с мозгом те же принципы работы, как и с фигурой: хочешь хорошую - тренируй, преодолевай трудности и т.п.
К Торо это мало относится - он ни фига не трудный, а простой и наивный философ, про белочек пишет, про кроликов, про то, как свой дом строил. У него легкий стиль, и он не слишком серьезно к себе и своим размышлениям относится, это придает особое обаяние. И такая в нем легкомысленная внутренняя свобода - прелесть. Очень приятное, умиротворяющее и вдохновляющее чтение.
Цитаты:
Большинство людей ведет безнадежное существование. То, что зовется смирением, на самом деле есть убежденное отчаяние. Из города, полного отчаяния, вы попадаете в полную отчаяния деревню и в утешение можете созерцать разве лишь храбрость норок и мускусных крыс.
Старость годится в наставники не больше, если не меньше, чем юность, — она не столькому научилась, сколько утратила.
Большую часть того, что мои ближние называют хорошим, я в глубине души считаю дурным, и если я в чем-нибудь раскаиваюсь, так это в своем благонравии и послушании. Какой бес в меня вселился, что я был так благонравен?
Быть философом — значит не только тонко мыслить или даже основать школу; для этого надо так любить мудрость, чтобы жить по ее велениям — в простоте, независимости, великодушии и вере. Это значит решать некоторые жизненные проблемы не только теоретически, но и практически.
Человеку следует быть одетым так просто, чтобы он мог найти себя в темноте; и жить так просто, чтобы быть готовым, если неприятель возьмет его город, уйти оттуда, подобно древнему философу, с пустыми руками и спокойной душой
наш духовный хлеб мы нарезаем куда тоньше, чем наши предки нарезали пшеничный
На ванне царя Чин-Тана была высечена надпись: «Обновляйся ежедневно и полностью, и снова, и всегда»
Я еще не встречал человека, который вполне проснулся бы. А если бы встретил, как бы я взглянул ему в глаза?
Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил.
Время — всего лишь река, куда я забрасываю свою удочку. Я пью из нее, но в это время вижу ее песчаное дно и убеждаюсь, как она мелка. Этот мелкий поток бежит мимо, а вечность остается. Я хотел бы пить из глубинных источников, я хотел бы закинуть удочку в небо, где дно устлано камешками звезд
Его слова и поведение всегда говорят о чем-то лучшем, нежели то, что знакомо большинству людей; и если он разочаруется со временем, то самым последним из всех. Он не делает ставки на настоящее.
Я ушел из леса по столь же важным причинам, что и поселился там. Быть может, мне казалось, что мне нужно прожить еще несколько жизней и я не мог тратить больше времени на эту. Удивительно, как легко и незаметно мы привыкаем к определенному образу жизни и как быстро проторяем себе дорогу. Я не прожил там и недели, а уже ноги мои протоптали тропинку от дверей к пруду, и хотя с тех пор прошло пять или шесть лет, она еще заметна. Возможно, впрочем, что по ней ходили и другие, и потому она не заросла. Поверхность земли мягка и легко принимает отпечатки человеческих ног; так обстоит и с путями, которыми движется человеческий ум. Как же разъезжены и пыльны должны быть столбовые дороги мира.
К чему вечно опускаться до низшей границы нашего восприятия и превозносить ее под именем здравого смысла? Самый здравый смысл — это смысл спящего, выражаемый храпом. Мы склонны порой причислять полутораумных к полоумным, потому что воспринимаем лишь треть их ума.
К чему это отчаянное стремление преуспеть, и притом в таких отчаянных предприятиях? Если человек не шагает в ногу со своими спутниками, может быть, это оттого, что ему слышны звуки иного марша? Пусть же он шагает под ту музыку, какая ему слышится, хотя бы и замедленную, хотя бы и отдаленную. Необязательно, чтобы он достиг полного роста в тот же срок, что яблоня или дуб. Зачем ему превращать свою весну в лето?
Восходит лишь та заря, к которой пробудились мы сами.
И про лис:
лисиц, которые в лунные ночи охотились по снежному насту за куропатками и другой дичью; они издавали отрывистый, демонический лай лесных собак, и казалось, что их мучит какая-то тревога, или жажда что-то выразить, вырваться на свет, стать настоящими псами и смело бегать по улицам. Мне чудились в них некие примитивные и слепые человеческие существа, настороженные, ждущие преображения, Иногда какая-нибудь из них, привлеченная светом, подходила под окно, тявкала мне свое лисье проклятие и удалялась.
Про кино
МАЛЬПЕРТЮИ, Бельгия, Франция, Германия, 1971, реж. Гарри Кюмель.
Фильм неплохой, но мне как-то нудно показалось. Книжка куда круче, страшнее и умнее. Гейман не зря на нее запал и сочинил по мотивам "Американских богов". Слишком много визгливо ржут, слишком прическа у Горгоны уложена волосок к волоску, шиньоны-вавилоны, как носили в 70-е, и стрелки у глаз - видно, что поправляют постоянно, чтобы не размазались. Главный герой слишком напомаженный-завитой-напудренный. Орсон Уэллс хорош, и старые эвмениды. Дом роскошный, огромный, дряхлый, и городские пейзажи тоже прекрасны, но нет, не срослось, саспенса нет, атмосфера рассыпается - слишком шума много. Фильм по "Мальпертюи" хорошо бы сейчас сделать - сейчас хорроры на взлете, хороший режиссер мог бы из этого шедевр изваять.
Уж коли я с этого фильма неделю начал, то будет у меня неделя бельгийского кино.
Спектакли
ВЕЧЕР С НИДЕРЛАНДСКИМ ТЕАТРОМ ТАНЦА НОТ 2.
Все не интересно и уже даже не авангардно. Надоела эта фигня.
МУЗЫКА ЭПОХИ БАРОККО. Люкс Дебарг играет сонаты Скарлатти в королевском театре Версаля. -
Вот тут душой отдохнул. Мне он еще на конкурсе Чайковского понравился, очень своеобразный, впечатление, будто он всегда импровизирует, свои личные вариации играет, не играет, а медитирует с руками на клавишах. Руки красивые. Правда, я за Маслеева болел, у него каждая нота звучала так четко и чисто, как ледяная вода в хрустале.