Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Все-таки немножко я успел почитать, но это все большей частью дома.
1. Л. Толстой. Набег. Рубка леса. Записки маркера. Два гусара. Метель, и т.д. 9/10
Прелесть! Люблю молодого Толстого, по нему очень хорошо видно, что никакого прогресса в литературе нет. Он так щеголяет своей наблюдательностью, а еще умиляет свежее морализаторство - очень наивное и милое. И все он видит так ясно, описывает с таким упоением, будто все это случается в первый раз - таинственное явление рассвета или как поворачивает голову сидящий у костра.
2. Феликс Максимов. Тодор из табора Борко. 7/10
Хорошо, щедро. Обычно такой лесковский стиль и писатели и читатели выдерживают с трудом. Писатели вываливают все свои красоты в начале, а потом уже тужатся и истощаются. А читатели утомляются словесной игрой, все эти красоты в результате выглядят ужасно однообразными. Тут тоже, пожалуй, кое-какие словечки ухо режут, кажутся нарочитыми и натянутыми, текст то перенасыщенный, то жидковатый, но в целом - здорово это все преодолевается. У автора богатая фантазия, неожиданный ум - внезапно выворачивает вдруг в такие закоулки, что диву даешься. Понравилось, хотя я в принципе всякие сказки, притчи и легенды беллетризированные не люблю.
3. Плавт. Хвастливый воин. 6/10.
Аристофан намного лучше.
4. Берроуз. Дикие мальчики. 8/10
Утопия про наркотический и педерастический рай - мальчики научились размножаться без помощи женщин, и убивают всех, кто к ним суется из государства, и скоро захватывают власть на земле, а потом только курят и трахаются. 60-е годы очень сильно чувствуются, и вообще - малость старомодно.
5. Берберова. Курсив мой. 1 часть. 8/10
Я больше люблю злые мемуры, чем добрые маразматические - как у Анастасии Цветаевой и Одоевцевой (первая ни фига не помнит, вторая слишком много, предсказуемо и бесталанно врет).
Берберова по впечатлению - большевичка, не судьба, но она их типа: практичность, жестокость, целесообразность, устремленность в будущее. Гумилева зря в этом обвиняли, что он с большевиками сошелся бы - нет, одной нацеленности на успех и желания управлять людьми тут недостаточно. В нем была еще иллюзия героизма, ни от чего в прошлом он отказываться не собирался - а вот Берберова отказывалась от всего с упоением: и от матери, и от рода и класса, и от страны. Не сложилось у нее с большевиками. Но умная баба и читать интересно.
6. Кристофер Марло. Парижская резня. 7/10.
Очень интересно, потому что все про моих ребят. Даже Можирон есть (Марло его попутал с Сен-Мегреном, любовником Гизовой женки). Генрих мой сперва злодей, потом прозревший протестант внезапно. Чудно, но я гугов никогда не любил, всегда был внутри за католиков, а резня - так все резались, не поймешь, кто больше нарезал. И еще - если бы я свою книжку сейчас писал, я бы про Гизов писал намного больше. Я сейчас больше люблю про врагов и гадов писать, чем тогда.
7. Парфенов. Кристофер Марло. 4/10.
В советских книжках всегда так много унылого марксистского шлака, что прям беда. Про Марло я читаю, потому что он у меня уже давно ассоциируется с Гефестионом: художественная и преступная натура, педераст и мастер шпионажа, государственный человек и анархистский саморазрушительный раздолбай. Геша, конечно, краше, но что-то я там общее чувствую. У Марло еще и нищета, и вот этого в Гефестионе мне резко не хватает.
8. Владимир Пронин. Катулл. ЖЗЛ 4/10
Какую ненаучную фигню стали в ЖЗЛ пихать. Это обычный романец, уровень Аркады, автор Рима не знает, знатные патрицианки на официальном приеме валяются в обнимку с беспутной молодежью и лезут голышом в бассейн. Еще необъяснимая странность - на хрен писать про поэта, если его стихов не любишь? А автор их явно не любит, цитирует неохотно. Сам пишет так, как советские бездарные романисты от лица Пушкина писали. Прямая речь Катулла - такая суконка и портянка, что аж смешно. Клодия вся такая блондинка, (и Клодий мой красавец, но чего-то мало совсем про него).
Хотел бросить после десятка страниц, но зачитался, потому что меня все равно прет от Катулла, как про него не пиши, он, как и Сашка, через самый бездарный текст пробьется. А потом там что-то и в книжке в конце появилось - не пойму, что, но стало значительно лучше.
1. Л. Толстой. Набег. Рубка леса. Записки маркера. Два гусара. Метель, и т.д. 9/10
Прелесть! Люблю молодого Толстого, по нему очень хорошо видно, что никакого прогресса в литературе нет. Он так щеголяет своей наблюдательностью, а еще умиляет свежее морализаторство - очень наивное и милое. И все он видит так ясно, описывает с таким упоением, будто все это случается в первый раз - таинственное явление рассвета или как поворачивает голову сидящий у костра.
2. Феликс Максимов. Тодор из табора Борко. 7/10
Хорошо, щедро. Обычно такой лесковский стиль и писатели и читатели выдерживают с трудом. Писатели вываливают все свои красоты в начале, а потом уже тужатся и истощаются. А читатели утомляются словесной игрой, все эти красоты в результате выглядят ужасно однообразными. Тут тоже, пожалуй, кое-какие словечки ухо режут, кажутся нарочитыми и натянутыми, текст то перенасыщенный, то жидковатый, но в целом - здорово это все преодолевается. У автора богатая фантазия, неожиданный ум - внезапно выворачивает вдруг в такие закоулки, что диву даешься. Понравилось, хотя я в принципе всякие сказки, притчи и легенды беллетризированные не люблю.
3. Плавт. Хвастливый воин. 6/10.
Аристофан намного лучше.
4. Берроуз. Дикие мальчики. 8/10
Утопия про наркотический и педерастический рай - мальчики научились размножаться без помощи женщин, и убивают всех, кто к ним суется из государства, и скоро захватывают власть на земле, а потом только курят и трахаются. 60-е годы очень сильно чувствуются, и вообще - малость старомодно.
5. Берберова. Курсив мой. 1 часть. 8/10
Я больше люблю злые мемуры, чем добрые маразматические - как у Анастасии Цветаевой и Одоевцевой (первая ни фига не помнит, вторая слишком много, предсказуемо и бесталанно врет).
Берберова по впечатлению - большевичка, не судьба, но она их типа: практичность, жестокость, целесообразность, устремленность в будущее. Гумилева зря в этом обвиняли, что он с большевиками сошелся бы - нет, одной нацеленности на успех и желания управлять людьми тут недостаточно. В нем была еще иллюзия героизма, ни от чего в прошлом он отказываться не собирался - а вот Берберова отказывалась от всего с упоением: и от матери, и от рода и класса, и от страны. Не сложилось у нее с большевиками. Но умная баба и читать интересно.
6. Кристофер Марло. Парижская резня. 7/10.
Очень интересно, потому что все про моих ребят. Даже Можирон есть (Марло его попутал с Сен-Мегреном, любовником Гизовой женки). Генрих мой сперва злодей, потом прозревший протестант внезапно. Чудно, но я гугов никогда не любил, всегда был внутри за католиков, а резня - так все резались, не поймешь, кто больше нарезал. И еще - если бы я свою книжку сейчас писал, я бы про Гизов писал намного больше. Я сейчас больше люблю про врагов и гадов писать, чем тогда.
7. Парфенов. Кристофер Марло. 4/10.
В советских книжках всегда так много унылого марксистского шлака, что прям беда. Про Марло я читаю, потому что он у меня уже давно ассоциируется с Гефестионом: художественная и преступная натура, педераст и мастер шпионажа, государственный человек и анархистский саморазрушительный раздолбай. Геша, конечно, краше, но что-то я там общее чувствую. У Марло еще и нищета, и вот этого в Гефестионе мне резко не хватает.
8. Владимир Пронин. Катулл. ЖЗЛ 4/10
Какую ненаучную фигню стали в ЖЗЛ пихать. Это обычный романец, уровень Аркады, автор Рима не знает, знатные патрицианки на официальном приеме валяются в обнимку с беспутной молодежью и лезут голышом в бассейн. Еще необъяснимая странность - на хрен писать про поэта, если его стихов не любишь? А автор их явно не любит, цитирует неохотно. Сам пишет так, как советские бездарные романисты от лица Пушкина писали. Прямая речь Катулла - такая суконка и портянка, что аж смешно. Клодия вся такая блондинка, (и Клодий мой красавец, но чего-то мало совсем про него).
Хотел бросить после десятка страниц, но зачитался, потому что меня все равно прет от Катулла, как про него не пиши, он, как и Сашка, через самый бездарный текст пробьется. А потом там что-то и в книжке в конце появилось - не пойму, что, но стало значительно лучше.
у девушки есть вкус, ну, она вообще за своих немцев (особено Швайни и Рибери) любого лопатой по башке огреть может.
Александру, наверно, не нравилось. что можно такого сочинить плохого, чего нет в Илиаде, он и там не идеален. Да еще чтоб Александра напугать.
Кстати, я вот тут вспомнила про Фивы. Что там было разрушено - город, или только стены? И как можно так легко разрушить /восстановить, это же не шанхай картонный. А потом, там вроде главный греческий храм дедушки-Геракла был, вроде даже с могилой. Его тоже разнесли?
была мелкой и неудачнойну она была жирненьким куском. А вот интересно, что могли показать Александру, когда он там был? Это Микены сверху торчали,а Троя вся в земле.
а остальные сразу показали, а они все сильно родовитые были? Что-то этого мало.
а когда он дошел, Александр умер, с ним шли люди, которыми он много лет командовал. И для них Антипатр был никто. Но Кратер не воспользовался ситуацией. Что еще интересно, Александр, вроде, ему администрирование никогда не доверял, только чисто военные операции. Видать, не было у него необходимых умений.
и круг сторонников в истории с Кратером, Плутарх упоминает, что к обоим кинулись друзья на помощь, значит они были. Просто опасно быть на ненадежной должности. Всегда могут шею свернуть, чтобы другим дорогу расчистить. Тот же Ришелье, уж насколько великий и ужасный был, всю жизнь боялся что отравят (были прецеденты). Кошками поэтому обложился весь.
один хотел горевать, а в каком контексте это Лукиан приводит? Вообще, то все рыдаем, огни гасим, то всем радоваться, это только моя печаль.Ты уж определись,товарищ.
И не играй на публику. Хорошо хоть не разговаривал с богами, хотя бы на людях.Вот она, чтоб не переврать в пересказе
Мне вот кажется, что Александр, когда Гефестион умер, первое время вообще ни о чем не думал, даже не позаботился какие-то следственные действия провести, а потом, когда немножко очухался, уже поздно было, все следы замели. И он похоже на всех зверем смотрел, подозревал.
И для них Антипатр был никто. Не, это ж ветераны, они все Антипатра знали как облупленного, и еще вопрос, как они к Кратеру относились. Он, кстати, людей не жалел, сразу на приступ бросал (в отличие от Гефестиона, который осаду с дипломатическими переговорами соединял). Филоту вон солдаты не любили. Но главное, что они шли домой жить спокойно, а не резаться устраивать там гражданскую войну. Эта армия потом всю эту вшивоту диадохов продавала тому, кто больше заплатит. А в бою с Эвменом Кратер себя не особо хорошо показал - растерялся, злился, дал себя убить.
Насчет тогдашней Трои - судя по всему, это было туристическое место, как и сейчас. Храмы стояли, могилы героев, оружие Ахилла и щит лежали. А уж что из этого было настоящее - кто знает.
В Фивах Александр давал указание, что не трогать - храмы конечно, дома своих ксенов, дом Пиндара (очень его уважал), а про храм Диониса забыл и его тоже разрушили. Так что похоже смели все подчистую. Да эти греческие дома такие халупы были, чихни - развалятся сами. Думаю, не прочней картонного шанхая. Я тут про крепость в Пелле читал - цитадель - и то из каких-то саманных кирпичей, так что от нее только кучка грязи осталась, ни одного камня посолиднее.
А Рибери же француз!
А Рибери же француз! а играет же он в Баварии! Поэтому "немец".
храмы конечно, просто мне казалось, что он, пользуясь случаем, зашел бы на огонек к предку. Это же вроде,главный храм Геракла был.
оружие Ахилла и щит лежали. какие-то микенские вещи могли быть. Вон,в египетском храме хранилась же булава Скорпиона из нулевой династии. Только интересно, я не встречала упоминаний о культу Ахилла в Греции. И каким, спрашивается, ветром, его занесло на Черное море, непонятно.
Кратер себя не особо хорошо показал возможно, он был хорош, что называется, в своей ситуации, при мощной поддержке, например. Но не мог действовать самостоятельно.
а я над этой историей рыдал.
Кстати, у Лукиана в тексте упомянута "могила". Что это могло быть? Не настоящее же погребение, что ему тут делать, в чужом городе?
подозревал. ну, врача-то он сразу казнил. И, видимо, в естественную смерть не очень верил. И такие подозрения редко не имеют почвы - вон слова Ивана Василича об отравлении матери и жены сколько лет паранойей считали. А нет, наука подтвердила.
Кстати, не помню кто, может даже Афиней, сравнил эту смерть с историей Алкесты. Я даже в памяти поскребла, с чего бы это? Тут уж точно, никто добровольно не умирал. Хотя, мог быть и другой какой миф.
я не встречала упоминаний о культу Ахилла в Греции. И каким, спрашивается, ветром, его занесло на Черное море, непонятно Ага, меня тоже поразил остров в Черном море с культом Ахилла. Насчет культов, мне кажется, мы опять же многого не знаем. Латышев и пр. пишут в основном об Афинах и их праздниках, о самых известных храмах в мире, но на самом деле там дохрена было местных культов - в какой-нибудь мирной Аркадии ритуальный каннибализм не пойми в честь какого бога, в тех же Афинах был храм фракийской Бендиды, например, в Македонии тоже не пойми что, такое впечатление, что фракийских богов наспех переименовали в греческих тезок, а то вообще - у правящей династии культ олимпийцев, а у народа - совершенно другие боги, старые. Впрочем, особых противоречий из-за этого, кажется, у язычников не бывает.
А с Ахиллом на черном море - фиг знает, из какого города грек на этом острове высадился и решил храм построить. Может, из Эпира, может, потомок или Ахилл ему явился и повелел.
Кратер, по идее, заместил Пармениона и командовал соответственно фронтом в Бактрии вполне самостоятельно, когда Александр и все остальные были в Согдиане. В это время Кратер был при Александре № 1. Но дальше очень интересный расклад. Зимой все собрались в Мараканде и Александр послал в Бактрию Гефестиона для заготовки типа продовольствия. Почему ж не Кратера, который там год колупался и вроде у него все там должно быть схвачено? Я вот думаю, что ревизия, инспекция и все такое. Что он там накомандовал?
И по результатам Бактрийской компании Кратера и Согдийской компании всех остальных (Гефестион в Согдиане отдельным отрядом командовал самостоятельного) Александр решил, что в Индии фронтом будет командовать Гефестион, а не Кратер. Вот тут-то Кратер, я полагаю, и взбесился.
Настоящее горе молчаливо, У кого как, некоторые орут. А про Александра-то толком неизвестно. Он в тело вцепился и три дня никому не отдавал .
Могила - может, памятник имелся в виду. А может и правда Гефестиона похоронили в Вавилоне. Мне кажется, они давно забили на Македонию и не собирались туда возвращаться. М.б., у него и родни там уже к этому времени не осталось.
сравнил эту смерть с историей Алкесты Про Алкесту только один вариант, других нет. Интересно. Наверняка, тогда дюжина поэтов спешно сочиняла всякие там гимны Гефестиону, эпитафии. Может, и такая тема была популярна - типа, добровольная жертва за своего царя, мол, бог смерти протянул лапу, а Геша взял и собой заслонил: бери меня, Сашку не трожь.
Может он и зашел - затейливые граждане эти беотицы были. Вот все у них через задницу, в прямом и переносном смысле. "Слух о гибели" до них дошел, видишь ли. А подождать пару дней, и точно узнать (все же Греция - не Сибирь, чтоб вести три месяца шли), им, видимо, Заратустра не велел.
Вот и огребли за глупость.
остров в Черном море с культом Ахилла. самое интересное, что культ очень был мощный, Ахилл в тройку главных божест Понта (вместе с Афродитой и Гераклом) входил. На Левку очень археологи облизываются, там же никогда раскопок не было.
полагаю, и взбесился Кратер меня этим и интересует. Традиционно его карьеру рассматривают двумя кусками - "до" и "после". "До", типа сильнейший соратник, отодвинутый в тень интригами. "После" же все вдруг ломается (с чего бы это) и сильной карьеры он не делает. А если соединить, интересная картинка получается: Александр явно не просто так ему не доверял. И отношение диадохов это подтверждает, они-то не имели мотивов его обижать. А был ли мальчик? (с)
А про Александра-то толком неизвестно. так ведь столько людей описание этой ситуации оставило? Или "врет, как очевидец?"
опять же не о себе думал тому уже было пофиг. Вообще, описание Лукиана, это конечно хорошо, но меня больше тронул Арриан. Когда такой сухарь канцелярский, и вдруг пишет, что "как ему кажется, лучше было умереть", это как-то больше внушает.
они давно забили на Македонию может. Но обычно даже самые забившие хотят быть похороненными дома. Пыльный Вавилон домом точно не был. А насчет памятника - мне попадалось, что льва из Хамадана с этой историей почему-то связывают, хотя он явно парфянский. Причем, местные легенды.
и такая тема была популярна я не помню контекста, но там явно речь шла не о поэтическом произведении, а о некой точке зрения. Я подумиала, что была же куча информации, которая до нас не дошла. Там могло быть что-то.
Как же мне его жалко! а вот нефиг!
С беотийцами ведь – это второй раз за год, Сашка их только-только пуганул, предупредил, сказал, что на первый раз прощает, а стоило ему за порог – и они бац! опять бунтовать. Афиняне еще хуже, уж совсем ничему не учатся. Вот этим я бы точно головы пооотрывал, не удержался бы. Такое впечатление, что в каждом греческом городе было полно квалифицированных провокаторов (ну да, собственно риторы этому и учили, как воспламенять народ и заставлять верить, что белое это черное).
На Левку очень археологи облизываются Вот что б нынешним олигархам вместо футбольных команд археологией увлечься. Типа Роману Абрамовичу не дают покоя лавры Шлимана и он начинает раскопки на о-ве Змеиный.
А был ли мальчик? Кратер – вот ведь, я не рассматривал возможность, что он вообще дутая фигура, а вполне возможно. Он мог быть прекрасным командиром батальона при Филиппе, командиром полка при Сашке, а вот дивизию уже не потянул, так бывает сплошь и рядом, а принять это сложно – ведь кажется, что карьера должна развиваться последовательно, с какой это стати какой-то щенок опережает заслуженного командира? Может, он вообще в Бактрии таких дров наворотил, и все об этом знали. А он пошел истериками и интригами утерянное уважение восстанавливать, пришлось вообще отослать в Македонию. Такие обычно проворовываются еще, в смысле цепкие ребята из низов.
Кратеру еще конечно куча бонусов от историков прилетела за то, что он сторонник дедовских традиций. А какие там дедовские традиции? В шкурах ходить?
(Я как-то об этом задумался: македонцы ведь все были модернисты, просто некоторые считали, что Сашка слишком далеко пошел. На самом деле старинный уклад Филипп разрушил ко всеобщей радости, я полагаю. Любители старины в Македонии – это наверно только одни сепаратисты, которые требуют независимости
Чечнии великой Линкестиды от моря и до моря.)Арриан – да, офигенный, он пишет лучше их всех, а из-за строгости стиля эмоциональное впечатление только сильнее.
Я с детства и Сашку, и Ахилла жалею, сил нет. Здесь все одно с другим связано – общая судьба и офигенная духовная близость идут в комплекте с возможностью смерти друга в каждом бою, что сильно обостряет чувства.
Гефестион ведь не жена, чтоб его в гинекее держать подальше от опасностей, у него небось адреналиновая ломка после пары дней отдыха, поэтому и пил как лошадь в мирное время. Нет, они конечно все были вымотаны после Гедрозии, выработанный ресурс, но Птолемей-то, сука, дожил до 80 с лишним! Отравили наших пацанов! сгубили во цвете лет, ироды!
Горе Александра –он же никого к себе не пускал несколько дней, так что, в общем, об этом и рассказать некому, Ну плакал, ну от еды отказывался – что в этом такого излишнего и напоказ? А потом просто принялся увековечивать память и все такое. Он же царь, ему надо обо всем думать. Да и простые люди обычно находят в себе силы заняться похоронами любимого человека, это нормально. Историки ржут над этим, потому что считают, что Гефестион таких почестей не заслуживает, а Александр считал, что заслуживает, и пошли все нахрен.
Типа Роману Абрамовичу не дают НИНАДА! Помня участь Челси, я знаю чем все закончится. Ему приглянется какое-нибудь бревно от археологии, но зато "у него такие глазки ми-ми-ми" , он станет гонять начальника раскопа каждый год, и кончится все грандиозным фейком. Как вариант - раскапологи в поисках сенсации перережут трубу "Голубого потока". Ужас, скандал, третья мировая.
он сторонник дедовских традиций. я сразу как-то обратила внимание, на несоответствие его вроде как великих талантов и невзрачной судьбы. Но сначала подумала - вояка, к интригам не приучен, за власть бороться не захотел. А если приглядеться, совсем другая картина рисуется. В его распоряжении был целый новым мир, где старые традиции и нормы не имели значения, но он не сумел реализовать свои возможности. И не потому, что не хотел.
А какие там дедовские традиции? а есть хоть одно подтверждение, этой его "домостройности?" От богатств отказывался, на плаще спал, полбой питался?
в комплекте с возможностью смерти эх, патетический момент. Я сразу вспомнила эпизод, переданный кем-то. Типа, рано утром, перед битвой, (Исс, что ли?), когда гетайры топали будить царя, им навстречу из шатра вышел товарищ Г., и от неожиданности попрощался, а не поздоровался. Ну,они и испугались - плохое предзнаменование жеж.
А что подумал кролик, никто не узнал, потому что он был очень воспитанный. (с)поэтому и пил как лошадь в мирное время. вот не очень я верю в их поголовное пьянство. Во-первых, мало до одури этого свободного времени было, а во-вторых кто-то из диадохов писал, что вроде трепались больше, чем пили.
и Сашку, и Ахилла жалею, сил нет. жалко, конечно, но не скажешь ведь, что судьба их тащила. Он сами ее выбрали, и за себя, и за других. Энджой, чо.
Отравили наших пацанов! насчет, Александра, не знаю. Гефестиона почти наверняка. Он, при любом раскладе, не должен был остаться в живых. После его смерти ведь существенные перестановки начались. Уж не Пердикка ли? Кстати, фраза об Алкесте могла быть в том ключе, что все понимали - не при Александре он мог бы спокойно прожить еще годы и годы.
Историки ржут над этим - мне кажется, еще и в другом дело. Люди любят то что, можно потрогать и понюхать, вещественное. А все остальное можно и придумать. Например, есть изумительные росписи Амарны, статуи,бюст Нефертити. И все плывут, и пишут о нереальной красоте души Эхнатона, о великой любФи к жене, о глубокой метафизике его реформ. Он же окружал себя прекрасным! А ведь в реале был на диво бездарный правитель разоривший великую империю. Письма его данников из амарнских архивов страшно читать. И философии у него никакой не было, и жену он сослал (как вариант, она его грохнула).
А Александр оставил после себя всего лишь новую цивилизацию, и ее руками не потрогаешь. А значит, и не было ничего.
Ведь даже историю о смерти Гефестиона, в той же Персии помнили (а это именно местные легенды, как я поняла) с привязкой к совершенно левой статуе.
Про Кратера. В его распоряжении был целый новым мир, где старые традиции и нормы не имели значения, но он не сумел реализовать свои возможности. - Точно, это у римлян да англичан в колониях считалось достоинством жить, будто чужого мира вокруг совсем не существует, а у греков вон все лучшее – из мест, где культуры смешивались, из Малой Азии, из Александрии. Ну и вообще, восприимчивость и гибкость – один из признаков высокого интеллекта
А какие там дедовские традиции? - Чё-та я не уверен, что деды отказывались от богатств. Это может в Риме так было, а македонским дедам, небось, только давай и побольше. Похоже, римские авторы просто прилепили Кратеру амплуа «честного вояки», а дальше уже писали про амплуа, а не про Кратера. И им по фиг, что у македонцев могла быть своя трактовка образа, не говоря уж о том, насколько Кратер ей соответствовал. Вот кстати, историки нового времени, не задумываясь, Гефестиону лепят наушничество, жалобы, бездарность, – исходя из амплуа «постельного фаворита». В общем, это все литература, причем второсортная.
из шатра вышел товарищ Г., и от неожиданности попрощался, а не поздоровался. - Я тут как в Лукиана влезал, как раз наткнулся на то, как он объясняет этот эпизод. Там оказывается дело в том, что Гефестион сказал: «Здравствуй, царь» вместо «Радуйся». А «здравствуй» у них почему-то утром не говорили (в другое время можно было). Лукиан пишет, что и сам постоянно путается. Т.е. все было не так патетично, но наверно любая ошибка в такой момент считалась дурным предзнаменованием. Надо бы в «Аттических ночах» покопаться, может там есть что-нибудь филологическое на счет приветствий. Наверно, путаница произошла, п.ч. у римлян Vale – вместо прощай.
вот не очень я верю в их поголовное пьянство. - Алкоголики, конечно, много не навоюют. Да и ребята крепкие, чтобы спиться совсем, надо квасить постоянно и не один год, а у них и правда времени для этого не было. Но после Индии, похоже, у них были серьезные запои. Стрессы-то надо заливать, а их ведь до хрена – в армии бунт, предательства сатрапов, друзей – там не один Гарпал, но и среди проворовавшихся сатрапов были близкие Александру люди, да и вообще они ж не железные, ресурсы вырабатываются, опять же раны болят, а обезболивающего нет. Ну и после смерти Гефестиона Александр, должно быть, много пил, горе заливал – других средств ведь мало придумано, а он человек простой, не философ какой-нибудь, не стоик.
Гы-ы-ы, кстати о пьянстве. У Афинея так душевно об этом, с одной стороны: кто пьет несмешанное вино – паралич и безумие, с другой – греки вообще не верили, что можно жить без вина, ученые люди, правда, приводили несколько примеров – один там философ ставил эксперименты на себе и два года только воду пил и вроде не сдох, о другом рассказывают то же, вот только не врут ли?…
После его смерти ведь существенные перестановки начались. Уж не Пердикка ли? Кстати, фраза об Алкесте могла быть в том ключе, что все понимали - не при Александре он мог бы спокойно прожить еще годы и годы.
- Мне кажется, Пердикка был верный мужик и вполне спокойно чувствовал себя на вторых ролях, он же звезд с неба не хватал, похоже. Все-таки, и Александр и Гефестион ему больше других доверяли. Александр вон ему тело поручил в Вавилон везти – если б хоть капля сомнений была, разве бы он ему доверил?
Еще надругается над беспомощным трупом.Его уже позже власть испортила, когда на других диадохов насмотрелся. Не все же изначально честолюбивые злодеи, готовые идти по трупам, надеюсь, были и люди вполне довольные своим положением.У Гефестиона врагов полно было и других, особенно я сатрапов подозреваю, тут ведь была реальная угроза жизни прямщаз, а не надежды на повышение по службе – а когда Гефестион умер, Александру стало не до них и вся эта борьба с коррупцией накрылась медным тазом, ни о каких казнях больше не слышно было. А возможности у них были. Пока армия шлялась по Индии, сатрапы сидели на местах, у них все было схвачено и в Экбатанах и в Вавилоне, свои люди везде, денег до хрена. Наверно, как обычно, слуг подкупили. Поведение врача явно преступное. Что за хрень, бросил такого больного и в кино ушел на несколько часов! Алиби себе, что ли, обеспечивал? Мочить суку!
Насчет Алкесты – да, может оставили намек. Но мне скорее кажется, что смысл в том, что «метили-то в Александра, а умер этот».
Пишут о нереальной красоте души Эхнатона. - Ага, сделали романтического героя, очень уж в струю попал – богоборчество, люди солнца, вся эта модная хренотень,
прям Бальмонт. Ну и такая красавица рядом. Вот никогда его не любил.Ведь даже историю о смерти Гефестиона, в той же Персии помнили Почему-то этот Гефестионов лев в Хамадане способствует деторождению. Прямо как девственная Артемида.
этот Гефестионов лев в Хамадане меня удивило, что там вообще эту историю запомнили. Я понимаю, Вавилон, там похороны могли в память поколений врезаться. А здесь?
Вот никогда его не любил. не за что козлину любить. Его отец был Людовиком XIV древности, а этот все за несколько лет разнес. Не говоря уж о маленьких шалостях, типа разорения храмов
тисканья зятяи делания детей собственной дочери. Не качественно делал, кстати.Но есть памятники, а воображение дорисует остальное. А здесь ничего не осталось...
«метили-то в Александра, а умер этот». поэтому я и говорю, что могли быть еще какие-то сведения, но до нас не дошли.
бросил такого больного и в кино ушел так ведь не только врач ушел, но и Александр. И это при том, как он любил
мучить пиявкамилечить своих друзей. Значит, действительно, больной был вне опасности. В тиф или малярию, я не очень верю, греки эти болезни прекрасно знали, в Греции естественные очаги есть. Есть, кстати, у кого-то глухие упоминания о судорогах, что уже совсем на болезнь (кроме столбняка и токсикоза беременных)не тянет. Так что вероятность вторичного отравления велика. Может, поэтому, врачу и прилетело. Кто еще имел свободный доступ к больному?надругается над беспомощным трупом а че такого, Дионис так делал, и нам велел.
тело поручил в Вавилон везти мда, по такой жаре. //Шесть дней, семь ночей над ним я плакал,//Не предавая его могиле,-//Не встанет ли друг мой в ответ на мой голос?//Пока в его нос не проникли черви!
А откуда взялись египетские бальзамировщики, их с собой постоянно таскали что ли?
ведь мало придумано был у них какой-то антидепрессант. Помнится, художники Возрождения вдов любили с чашей этой гадости в руках изображать.
что Гефестион сказал: «Здравствуй, царь» я так поняла, что он вышел им навстречу из царского шатра, направляясь к себе. Ну и попрощался от неожиданности, типа "прощайте". Естественно, прощаться перед битвой, это как в песне "давай обнимемся у трапа, мы не увидимся уже".
Это может в Риме так было, в Риме тоже феерия случалась. Помнится, ретроградный чурбан Катон по обычаям предком тогу на голое тело носил. Ох, представляю себе, мужик рассекающий по Сенату в простыне на голое тело. Хорошо хоть, он страшный был.
восприимчивость и гибкость даже не в этом дело, когда эллинизм закостенеет, все будет, и традиции и приличия. Александрийская поэзия, например, при всей своей красоте, мертвая и схематичная.
А тут - все свеженькое, делай что хочешь, бери что сможешь. Как в том же Риме на переломе республика/империя.
не только врач ушел, но и Александр Это ж вроде были малые Дионисии, не баран начхал, Александр как царь должен был присутствовать, а вот без врача бы там спокойно обошлись. Я в тиф тоже не верю, у меня второй предмет помешательства - наша Гражданская война, и я про тиф начитался, все это очень долго, опасно, реабилитация чуть не год занимает. Я тоже думаю, что вторичное отравление, кстати, как и с Александром, и там тоже ремиссия - и внезапно смерть. Я какое-то кино смотрел - там по полицейскому компьютеру прогнали, смерть Александра подходит под передозировку чемерицы, а больше ни подо что. Свободный доступ у слуг всегда, и легче было слугу купить, чем самому дрожащими ручонками сыпать. А поскольку Александр несколько дней был не в себе, за это время можно было и все концы подчистить.
Дионис так делал
по такой жаре. Ну это уж после бальзамировщиков. И осень была. А Гильгамеш и Энкиду, блин, я рыдаю, ну один же к одному.
Бальзамировщики, я так полагаю, слетались к месту царской ставки вместе с гетерами, актерами, ювелирами и всеми прочими специалистами. Экбатаны была же резиденция персидских царей, наверняка там и свои были стационарные.
был у них какой-то антидепрессант. А вот кстати та же и чемерица для этого использовалась, в этом фильме как раз считали, что Александр сам перепил валерьянки, скорбя о друге. Но я не верю - в каком-то из писем он врачебные советы дает и как раз пишет, чтобы внимательно следили за дозами. Да и потом разве оно с винищем сравнится? Одно дело капать в стаканчик, глотая сопли, другое - на пиру чашу за чашей глушить.
вышел им навстречу из царского шатра
а я в разорванных трусах"в простыне на голое тело Я тоже чего-то в это не могу въехать, как это можно было в реале, но ведь и в Греции тоже всякие там философы ходили в одном плаще, и царские пажи, кстати, их так и рисуют везде, и никаких даже набедренных повязок. Для закалки, типа. И следили еще, чтобы мальчики выглядели пристойно. (Совсем эпический этикет в палестре был, там же все голышом бегали, разумеется, так вот моралисты считали, что если пацан сядет на песок
голой жопой, то он из приличия должен этот соблазнительный отпечаток потом ногой заровнять, чтобы людей не соблазнять. :facepalm3Александрийская поэзия, например, при всей своей красоте, мертвая и схематичная. Согласен, но это уж эксперименты, наука в стихах, да и поэзия все же меньше поддается иностранным влияниям, она по-любому только внутри греческого языка, да и кажется там особо не у кого было учиться, греки были сильнее в литературе. Но вот философия да и искусство явная эклектика.
А в политике-то да, Кратер явно оплошал. А может подвело то, что он был в пути в это время, как раз посередине, ни туда, ни сюда не успевал, и хрен этих ветеранов повернешь назад в Вавилон воевать за свой кусок пирога, они уже намылились домой на каникулы.
, Полжизни бы отдал! вот, к вопросу. Те же 12 таблиц римских. до нас тоже не дошли. Их просто собрали из цитат различных авторов. Так неужели, Эфемериды так мало цитировали, что только приблизительное мнение составить можно?
были малые Дионисии, не баран начхал если бы ему сказали: "иди, прощайся, до рассвета не доживет", т. е.была бы реальная опасность, тоже бы сидеть остался?
Да и поведение врача. Гораздо легче было бы потом, сделать вид, что "все что мог, но..". А он, наоборот, подставился, нарушив свой долг быть рядом с больным. Значит, был уверен, что ничего страшного не произойдет.
Вот зараза! А я и не знал! Вообще, веселый божок, начиная со специфического рождения. Он вообще, всякие интересности практиковал, типа "или соблазняешся мной, или убью," как у Эврипида. Еще, например, мог сатириазис наслать, а сам свалить.
ну один же к одному. - интересно, в Персидской империи эпос знали? Роскошная веСч, вообще. Мне особенно история с гильгамешевым барабаном нравится, и с постройкой стен, когда "какой супружеский долг, работать
суки".эта Сашкина некрофилия вот только непонятно, что весь дворец эти дни делал. Неужели не поинтересовались, че происходит, то?
на пиру чашу за чашей глушить кстати, алкоголь, считается сильным депрессантом. Т. е. должно было становиться только хуже. Так что, лучше уже травки покапать.
какой офигенный поворот сюжета! ну, так было написано. Иначе, непонятно, почему он, придя вместе со всеми к царю, вдруг решил попрощаться с гетайрами. А тут эффект неожиданности.
А он им: "Прощайте, некогда мне ну а кто говорил про "возможность гибели" все дела..*тыкает пальцем* Никто не знал, доживут ли они до заката, человек, может,
потрпопрощаться пораньше заскочил, напоследок.их так и рисуют везде, это могла быть чисто героизация, как у революционных матросов, бескозырка и винтовка. Или каноны изображения, у них вон, ниже пояса как все печально было.
чтобы людей не соблазнять. недотрах у них что ли коллективный там был? Меня тут собака в снег уронила, смею заметить, нифига соблазнительного в отпечатке задницы в снегу нет.
чтоб плащ ветром не сдуло. у Светония описывается, как Август одевался зимой. Уржатся, обмотки на все тело шерстяные. А штаны надеть - это варварство и нельзя! Только хардкор: ходи голым
член закалывай булавкой.Кстати, на саркофаге Абдаллонима Александр изображен в рубахе с длинными рукавами и штанах. Не удивлюсь, если все его скандальное следование персидским обычаям (ужас-ужас) в ношении штанов и заключалось.да и искусство явная эклектика. оно мертвое. Тот же Аполлон Бельведерский, да, он красив, но в нем нетдвижения. А прическа в виде банта из волос - это вообще эпик. Хотя мелкая пластика замечательна.
они уже намылились домой на каникулы. а что ему мешало с помощью этих ветеранов заиметь положение в Македонии? Тем более, что у того же Эвмена даже армии не было, а выплыл.
была бы реальная опасность, тоже бы сидеть остался? Да нет, конечно, была ремиссия, это ясно. Но врач все равно не должен был больного оставлять. Я вижу в этом некую ненормальность и злой умысел.
веселый божок А в Македонии его как раз особо любили и почитали. Может, они все по методу Диониса в любовных отношениях поступали? Понятно тогда, почему любовники их убивали.
интересно, в Персидской империи эпос знали Думаю, что знали, это же все в то время устно передавалось, на базарах, как сказки рассказывали, и македонцы узнали, я полагаю. Что-то в действиях Сашки говорит, что знал он про Гильгамеша. Да и Гефестион наверняка, они ведь со жрецами много общались.
дворец эти дни делал. Неужели не поинтересовались, че происходит, то? А у кого интересоваться? Убийца не будет с флаконом яда в руках сидеть и ждать, пока его повяжут. Наверно, близкие к Гефестиону люди допрашивали слуг, все такое. Может, чего и выяснили и врача не просто так распяли.
алкоголь, считается сильным депрессантом.
Или каноны изображения, Да похоже пажей воспитывали по спартанскому типу, а они так и ходили, да и философы диогеновского толка говорили, что достаточно одного плаща для жизни. Не, я где-то фотки постил нынешней Македонии, там пурга на дороге, озера покрытые льдом, понятно, что без шерстяных чулок, кожаных сапог и каких-нибудь бурок из войлока там хрен выживешь, хоть ты какой спартанец. А насчет длинных рукавов на саркофаге - это как раз верхний македонский хитон и есть, там еще подпояска особая. Он не только у персов, но и в македонских барельефах появляется.
Я тоже верю в штаны в экстремальных условиях. В горах в снегу они бы все передохли, трясли местных жителей, реквизировали то, что было - а те не в хитончиках бегали. А потом македонцы все ж жили бок о бок с фракийцами, скифами, и наверно догадывались, зачем штаны нужны. Потом они же сами были изначально кавалеристы, только Филипп им регулярную пехоту организовал, а до этого она всегда наемной была. А кавалеристам без штанов хреново.
нифига соблазнительного в отпечатке задницы в снегу нет Ну да, как бы странно засматриваться на отпечаток, когда тут же дюжина голых задниц в натуре по палестре бегает. Шалуны.
искусство явная эклектика. оно мертвое. Аполлон ну да, не шедевр, но сколько всего остального. Не, мне эллинистическая скульптура нравится.
что ему мешало с помощью этих ветеранов заиметь положение в Македонии То, что им не хотелось втягиваться в гражданскую войну на стороне какого-то Кратера, которому даже заплатить им нечем было. А Эвмен мог нанять несколько армий, у него казна чья-то была (т.е. он захватил государственную казну , не помню точно из какого города), что он собственно и делал и потому с ним диадохи и считались.
конечно, была ремиссия, я думаю, врач прекрасно знал, кого он лечит. И, значит, ремиссия была серьезной, а не просто больной начал подавать признаки жизни. Он явно шел не поправку. Кстати, во всех источниках прям видно удивление, типа "молодой, здоровый, и вдруг", т.е. никаких предпосылок болезни не было.
Может, они все по методу Диониса я, вообще, фигею с греческих богов. Во-первых, часто упоминается что-то типа "одарил даром врачевания (предсказания)за любовь". Греки такие меркантильные были, или у них боги такие страшные, что им только так перепадало? Во-вторых, почему Аполлон всегда платил даром видеть будущее, ничего другого не придумал? И почему Дионис вечно расплачивался собой?
Что-то в действиях он что, по базарам ходил, сказителей слушал? Хотя, Гильгамеш мог рассматриваться как местный "Геракл", а им он интересовался. Ну хоть за бессмертием не поперся.
А вообще, я находила интересное сопоставление "Илиады" и "Эпоса". Ну, основные характеристики героев там, сюжеты. Так вот, там сцена с видением Патрокла и смерть Энкиду противопоставлялась. Патрокл просит освободить его душу, дать ей уйти. А Энкиду (и Гильгамеш) жалеют именно о физической смерти. Т. е. разница в несколько столетий (тысячелетий) и уже другой этический мир.
А у кого интересоваться? это да... всеобщее смятение,все дела. Ну хоть царя бы вытащили, мало ли что он сотворит.
а они так и ходили ну да, спартанцы ходили голыми, кидали детей со скалы, и трахались через плащ (это как?). Фигня, холодно, неудобно, да и повредить себе самое дорогое ненароком можно. И, да, раскопки под скалой (с-которой-якобы) ничего не нашли.
там еще подпояска особая а что за пояс?
и никто, кроме специалистов любой алкоголь дипрессант. Им напряжение снять можно, но в случае сильного стресса, первый лозунг "НЕ ПИТЬ". Иначе будет только хуже. Рекомендуют большие физ. нагрузки - и сил уже не останется, и выброс эндорфинов будет.
А кавалеристам без штанов хреново. именно, особенно если учесть, что стремян не было, т. е.на лошади нужно держаться ногами. Ну и что от кожи на этих ногах останется, после дневного перехода?
Я вообще, в том смысле писала, что все это следование персидским обычаям, в чем-то типа штанов все могло и заключаться. Писали же римские авторы, что Каракалла, был ну просто дикий германец. А он просто штаны носил и плащ шерстяной с капюшоном. Кошмар и ужас, куда катится мир.
когда тут же дюжина голых задницдумаю, за живыми задницами приглядывали. Тогда вообще, человек практически не мог остаться в одиночестве, жили очень тесно.
мне эллинистическая скульптура нравится.я тут на выставке "Менаду" Скопаса (?) видела. Она, оказывается, очень маленькая. Но все равно, внушает.
фигею с греческих богов. Ага, самый сволочной, по-моему, Аполлон, может, потому что сексуально неудовлетворенный, вечно у него одни обломы. А Дионис, значит, вот как свой регулярный секс получал?
базарам ходил, сказителей слушал Я думаю, жрецы рассказывали. Александр действительно этим всем интересовался. А за бессмертием он, по-моему, пёрся также, как Гильгамеш, только уже учитывая опыт предшественников. Понял, что бессмертие нужно у богов силой выдирать. Сперва Диоскуров спихнул, потом Геракла, потом Диониса - всех превзошел.
первый лозунг "НЕ ПИТЬ" Трудно удержаться, это ж как обезболивающее заглатываешь, чтобы себя оглушить. А потом уже вдогон, чтобы не трезветь.
спартанцы ходили голыми Ну плащ-то был, шерстяной, вполне можно замотаться, как в сари. Вон как статуя Демосфена, декольте, одно плечико голое, и ничего, можно сказать - одет.
Подпояска - там на македонских костюмах или она в двух местах по поясу и под грудью, или верхний длиннорукавный хитон был короткий по грудь на завязочках. Они мне напоминают боттичеллиевских дам, похожие перехваты.
хоть царя бы вытащили Александр мог сгоряча шарахнуть, как Клита. Боялись, повод-то посерьезней.
все это следование персидским обычаям, в чем-то типа штанов все могло и заключаться. Вполне возможно. Римляне-то без своей тоги себя людьми не чувствовали, для них одежда в этом смысле была как некая сверхидея, самоидентичность.
А так - какие уж там персидские обычаи? Нормальные персы, вовсе не изнеженные, неиспорченные еще, правду говорили, все такое. Просто куда богаче жили. Вот римляне - такие ненавистники роскоши, что ж они гады весь мир обворовали?
выставке "Менаду" Скопаса А я ее вроде в Дрездене в Альбертинуме видел, если чего не путаю. Да восторг! Хотя мне Фидий и даже его предшественники больше нравятся.
как нажрался вхлам на пиру вот не слышала, чтоб от перепоя болели с летальным исходом. Проблевался бы, и все. Другое дело, что случай удобный представился. И потом, самые надежные источники просто сообщают, что в Экбатанах ему стало плохо. А где и от чего, уже тут сведения разнятся. Один пишет,что вообще на пиру упал и,опять же, что-то типа судорог упоминает.
Хитрый мужыг. да главная олимпийская лядь, по-моему. Понятно, почему его благопристойные греки из списка олимпийцев выводили. И римляне культ запрещали.
Была вообще фееричная легенда, как Дионис за каким-то в Аид поперся. Отловил пастушка, и попросил показать, где вход, обещая расплатиться на обратном пути.
Не все же бедняжке с козами-то.Тот согласился, но к моменту возвращения бога уже умер. Дионис подумал, и решил, что ветка смоковницы, которая выросла над могилой, вполне себе имеет отношение к умершему. Дальнейшее без комментариев, как говорится.Александр действительно этим всем интересовался. - возможно, да и я тут поинтересовалась- о Гильгамеше действительно помнили и не только в Персии.
Но Александр все же вырос на классической культуре. Известно что в лагере ставились пьесы, Менандр тот же.
Кстати, довольно забавный роман у Р. Светлова есть "Гильгамеш".
за бутылкой только руку протяни у меня есть родственник, врач-кардиолог. Так он всегда говорил, что стресс, это сильнейший удар по сердцу, а алкоголь только усугубит дело. Поэтому, бегом 10 км. или отжиматься пока не упадешь
и не сдохнешь.Тем более, Александру, я думаю, найти физическую нагрузку было легче легкого.
одно плечико голое надо делать скидку на героизацию. Римских императоров вон,в одних сандалиях изображали, но они так точно не ходили. Или те же мозаики из Пеллы, "охота на льва", например, я что-то не думаю, что в одном плаще на львов ходили.
мог сгоряча шарахнуть, как Клита. - за что? Или они бы встали в дверях и стали ржать?
по поясу и под грудью а смысл не известен? Иногда, я знаю, викинги так носили. Но это чтоб богатство показать, так как пояса часто были с драгоценными пряжками и наконечниками. Чем поясов больше - тем круче.
самоидентичность. для греков тоже.
Они даже в Причерноморье старались следовать греческой моде, хотя на Азовском море штаны на меху зимой куда эффективне.
Пейринг Дионис-веточка и Дионис-все остальные и всё остальное.
забавный роман у Р. Светлова есть "Гильгамеш"
Я у Светлова тут было сунулся в роман про Эвмена, но отложил пока. А про Гильгамеша у Воскобойникова читал - там типа пересказ для тех, кому эпос в лом читать.
Александр, конечно, на греческой культуре вырос, книжный был пацан, ему книжки чуть не в Индию присылали, и сам комедию про сбежавшего Гарпала написал (коллективное, правда, творчество, типа письма запорожцев султану), но в то время все очень интересовались всякими там философскими и религиозными знаниями Азии, они же считали, что вся философия происходит от египтян, халдеев и магов, так что Александр кажется даже по заданию Аристотеля собирал для него всякие там законы и философские системы. (у Лосева, вроде, читал).
Александру, я думаю, найти физическую нагрузку было легче легкого Только у него друга-кардиолога не было, чтобы ему подсказал, как выходить из депрессии. А если б стали его оттаскивать от покойника, отбивался бы всем, что под руку попадется.
по поясу и под грудью я склоняюсь к мысли, что на поясе был подвязан нижний хитон, а под грудью - короткий верхний (рукава, в сущности).
Они даже в Причерноморье старались следовать греческой моде, Ну прям как дети малые. Мне еще нравится, что Александр всегда ходил в
красном беретикепурпурной кавсии, Оливер Стоун это не учел.Дионис-все остальные и всё остальное. нуачо, это Аполлон был богом гармонии и порядка (на поздних этапах), а Дионис - бог высвобождения инстинктов и желаний. Хорошо хоть, не рожал никого, как Локи, а то боги - трикстеры, они такие.
как выходить из депрессии. а жены/придворные/друзья на что? Смерть с ними десять лет была, не он первый. Да и привыкнуть пора бы уже.
Да и пил он не в одиночестве, а с друзяками. Мне кстати, попадалось, что пир у Медия (после которого поплохело) был как раз по случаю окончания траура. Забавно, если так.
рукава, в сущности болеро, короче. Ну что, мода имеет свойство повторяться.
всегда ходил чет не помню таких изображений, да и не пишет, вроде, никто. Ленту царскую носил, это было. Может, про кавасию, это типа как средневековых королей раньше в кино и днем и ночью в короне изображали?
А тут вот этот самый наряд без штанов, но в шляпе тыц
О кавсии пишет Плутарх, вроде (или Светоний?). Типа, Калигула шарил под Александра и даже кавсию таскал, потому что Александр всегда ходил в ней.
А вместо короны - конечно, шлем рисуют. Ну куды ж царь македонский без шлема? Кавсия для этого не подходит, у нее вид крестьянский и легкомысленный -
прямо вьетнамский крестьянин или подмосковный дачник или афганский моджахед. Потом ее не только цари носили (кстати, Кратер тоже всегда в ней ходил - не помню, где прочел, поржал).пир у Медия (после которого поплохело) был как раз по случаю окончания траура Да, да, и практически сразу после костра Гефестиона. В общем, похоронил и умер.
Ну как друзьям его останавливать, если никто о депрессивных свойствах вина не знал? Наоборот, все веселились. Они и сами надирались. А жен на пиры не пускали. Я еще представляю, как Гефестион мог сказать ему: "Не пей", но кто другой? У Элиана расписано, как у Александра каждый день то пьянка, то похмелье лютое (это как раз похоже цитаты из эфемерид).
Дионис - бог высвобождения инстинктов и желаний
Хорошо хоть, не рожал никого, как Локи У греков Зевс рожал Афину из башки. Тоже затейники.
практически сразу после костра Гефестиона.это чтож, они его несколько месяцев где-то держали?! Там же минимум 8-10 месяцев интервал между смертями, вроде.
А жен на пиры не пускали. вот нашел же время для производства наследников. Хорошо еще, что не с ушами по всей голове родился. Кстати, у греков с этим было строго, поэтому на свадьбе не пили.
конечно, шлем рисуют.я помню про белую царскую ленту. Там еще в Вавилоне ее ветер унес. Это расценили как предсказание. И петас македонцы довольно часто носили.
без штанов, но в шляпе ну вот явно же они так не ходили, тем более на охоту.
А мозаика, кстати,оцень качественная, особенно если учесть, что это не мрамор, а галька.
мавзолей, саркофаг. На востоке либо в тот же день хоронить, либо уже все равно когда.Эх, безалкогольная свадьба раз в жизни (ну или два-три), а в остальное-то время гуляй, как хочешь. А у Александра еще ведь и наследственность так себе. Но сыновья у него вроде нормальные были. Интересно, было в них что-то от него, не внешность, а важное, способности, характер? Геракл-то вроде вырос таким тихим персидским юношей.
Кавсию, похоже, вместо петаса носили, и на жару, и на холод, она вроде войлочная была. Не знаю, как они ходили в одних коротких плащах, но так не только рисуют, но и пишут. Собственно, если сбоку какую-то пряжку прифигачить - получится тот же хитон. Наверно, смысл в том, что вместо двух шмоток носить одну, только самое необходимое для жизни. На охоту могли так ходить, не в доспехах же - а то смысл лихой мужской забавы пропадает. А вот под доспехи надо было надевать и хитоны подлиннее и рукава - а то на солнце раскалятся, насквозь прожгут. Впрочем, у них подкладка, наверно, была.
Одежда ведь кроме последнего времени всегда была предметом роскоши, от деда к внукам передавалась, типа - штаны порвались, дома сиди.
Лента - да, кошмарная история про эти вавилонские болота. Мне еще нравится, как Александр заблудился в вавилонских каналах и несколько дней выбраться не мог. Что-то в этом уже роковое. Весь мир прошел, а в двух шагах от дворца чуть не погиб. Вот тогда мог и заболеть.
Мозаика мне ужасно нравится. Из-за гальки такой цвет хороший, естественность.
, Временный склеп какой-то Блин, квасить несколько недель зная, что рядом (в подвале?) лежит не захороненное тело - это уже слишком. Тут если и пить, то от ужаса.
вот памятник справлю и помирать можно. лучше бы мама его так думала.
вроде нормальные были. о них, в сущности, ничего не известно. Да и историческое амплуа "невинных убиенных овечек" предполагает. Впрочем, покопаться же можно - вроде бы захоронение юноши из Эг принадлежит сыну.
и на жару, и на холод, ну, не думаю, что он одну тряпку таскал. Судя по всему, сабж себя любил.
На охоту могли так ходить, не в доспехах же - ну это вряд ли. На волка там, пожалуйста. Но на секача это верная смерть, не самая приятная притом. Какой-нибудь простеганный хитон одевали, небось. Тогда же любая царапина могла стать смертельной, от инфекций умирала куча народу. Удивительно, кстати, как Александр умудрялся восстанавливаться после такого количества травм. Так только от болевого шока помереть было недолго.
эти вавилонские болота. тогда как раз рукав Евфрата, на котором Вавилон стоял, мелеть начал, отсюда и болота. Вообще, пейзаж там был не из приятных. А заболеть мог, но только греки малярию прекрасно знали, еще с микенских времен. Определили бы.
цвет хороший,галька и в работе труднее чем мрамор, работаешь с тем, что есть. Большой мастер делал. Я находила искусствоведческий разбор этой мозаики, направление осей там, так вот, в целом считается, что Александру на ней меньше 20. Отсюда вопрос, откуда лев взялся?
на секача это верная смерть, не самая приятная притом От секача и доспехи не спасут, потому что он вспарывает тело снизу вверх. Но доспехи никто на охоту не носил. Это ж не война и со зверюгами в рукопашную никто не сходился, а если сходился - опять же доспехи не спасут, если медведь бошку отгрызет. Охота тем и хороша, что там опасность для жизни, а то какой в ней смысл? Мясо и на рынке купить можно. Это аристократическая забава вместо войны.
Вот кстати очаровательное письмо Александра Гефестиону и Пердикке типа: "Пока вы охотились на ихневмона, Кратера ранили дротиком". Или Кратера ранили во время охоты на ихневмона, - по-разному переводят, но мне больше нравится первый вариант. Как Гефестион с Пердиккой гоняются по дворцу за ручным мангустом с топаньем и воплями, сшибая все на пути. Вариант, что на мангустов охотятся всерьез с дротиками, на мой взгляд, куда более фантастичен.
Медицина тогда была не самая плохая. По крайней мере, знали про гигиену, антисептику. Это не Пирогов, который рукава единственного пиджака то в борще мочил, то в брюшной полости оперируемого
Не знаю насчет статуи из Стамбула, но я вокруг нее два часа ходил, оторваться не мог, до того Сашка там хорош, и еще три часа вокруг саркофага.
заболеть мог, но только греки малярию прекрасно знали
Мне кажется, и с Гефестионом, и с Александром, все начиналось с какой-то знакомой обычной болезни, их успешно лечили, они было начинали выздоравливать, и тут кто-то им добавлял яду в лекарстве. А может и сразу начинали травить, только постепенно, чтобы было похоже на болезнь.
Кстати, меня дико бесят утверждения, что мол в античности медленных ядов не было, только быстрые. С чего бы это? Во первых, откуда им знать, какие там яды были у египтян, персов, вавилонян и индийцев, потом растительные яды почти все относительно медленные, да и многие действуют, накапливаясь в организме.
Александру на ней меньше 20 Вот наверно потому кто-то и думает, что это пажи, а не Александр. Но по идее, эта ж картинка, кажется 3-го века, уже после смерти Александра сделана, не фотография - хоть 20 ему, хоть 60, все равно все из головы, а не с натуры. Мозаика скорее всего про Персию (может, по тем статуям, которые Кратер заказал и послал в Македонию - как раз как они с Александром на львов охотились), но по идее в Македонии тогда тоже львы могли быть, они и на юге России когда-то жили. Опять же Немейский лев, которого Геракл мочил. Я посмотрел - львов в Европе истребили к 100 г. н.э., а до этого еще водились.
отдельное помещение построили. ну, это еще куда ни шло, хоть не во дворце держали. Но это же не Рамзес какой-нибудь, которого и как человека-то воспринимать сложно, мумия она и есть. Это человек, который еще недавно был жив, а теперь вот не совсем.
Нет, я понимаю, конечно, что современной морали не более ста лет, и тогда это меньше торкало. Вон, викторианские граждане фотографировались с трупами и ничего. Но, помнится, в Европе (да и в России) был обычай - если человек умер до срока, даже вещи в доме не оставляли, раздавали обычно. Иначе покойник вернется (или живый с собой тянуть будет).
забава вместо войны. Феопомп, кажется, писал, что македонец получал право лежать за столом, только если кабана завалил. И Кассандр, неудачник, так и просидел всю жизнь на стуле как баба.
гоняются за ручным мангустом ой, какая прелесть,
дамы с горностаемА зачем на него охотится? Два здоровых лба пугают одну зверюшку? Может, это не мангуст был7была не самая плохая да, вон, в Испании большой комплекс больничный откопали. Да и записи того же Галена говорят, что даже стерилизацию инструментов знали. Дело в другом: до серидины 20 века умирали в основном от раневых инфекций и болевого шока. Сердце просто не выдерживало. Удивидельно как Александр не откинулся, когда наживую резали столько раз.
до того Сашка там хорош судя по количеству прижизненных изображений, он это прекрасно знал.
вокруг саркофага. удивительно хорошо сохранился, кстати, даже раскраска видна. Обычно такие мелкие детали только на позднеримских есть. А откуда он вообще взялся?
только быстрые странная точка зрения. У них, наоборот. с быстрыми были проблемы. Из относительно применимых только синильная кислота, вроде была.
что это пажи, а не Александр дело в том, что у него тут явно пропорции не взрослого мужика, это мальчик еще. Зачем-то его изобразили юным, он же не Гарпократ, которого только ребенком и изображали. Но при условии, что это еще до похода происходит, придется искать другое объяснение изображенной сцене. Я писала уже, что в европейском искусствоведении редко эту сцену с Кратером связывают. И. кстати, насколько я поняла, мозаику считают копией с картины, но никак не со статуй.
с быстрыми были проблемы Ага, вот и я так думаю, быстрее всего химия действует. Но в каждой книжке или передаче про смерть Сашки на версию про отравление изрекают эту фразу с мордой зомби. Типа аксиома.
А откуда он вообще взялся? Сидонский саркофаг - это прям конфетка. Это саркофаг Абдаллонима, которого как раз Гефестион на царство поставил. Там офигенная история у Курция, кажется, в Сидоне произошла маленькая резня, династия пресеклась/ее пресекли, Сашка послал Гефестиона ставить там царя. Гефестион предложил своим корешам, те отказались, п.ч. не царских кровей, но назвали одного обедневшего потомка царского рода, он водоносом работал. Его и поставили. И он хороший мужик оказался, верный, благодарный, и на саркофаге Гефестиона по центру изобразил из благодарности.
как Александр не откинулся, когда наживую резали столько раз Да, да, я тоже поражаюсь, как они это выдерживали, особенно стрелы извлекать. Вот сердца-то и были дырявые у молодых.
Сашка там хорош ...он это прекрасно знал. Гы-ы-ы, для меня еще аргумент в пользу того, что он был красавец (ну или считал себя) - это то, что он бороду брил.
Кассандр, неудачник, так и просидел всю жизнь на стуле как баба
Это человек, который еще недавно был жив, а теперь вот не совсем. Просто мы привыкли в землю закапывать, а ведь многие до сих пор в склепах покойников держат, как раз чтобы было можно посидеть у гроба, поговорить. Да еще в крышке гроба окошко со стеклышком, чтобы любоваццо. В античности вроде вертикальные некрополи были, в стенках хоронили (урны с прахом, но может и покойников, не знаю точно).
какие версии так, на вскидку,не вспомню. Но, выраженные диагональные оси, и вообще вся композиция,говорят об утраченной картине, а не о скульптурной группе. А с атрибуцией всегда сложно. Там же еще "охота на кабана" есть, с которой вообще глухо. И ее, возможно, другой мастер делал.
А есть ли хоть одно изображение Кратера вообще? Хоть морду лица сравнить.
Типа аксиома. токсикологи фиговы. Вообще, довольно хорошо известны античные яды. Растительные знали (цикута, мак, белладонна), вытяжки типа синильной кислоты (персиковые косточки), биологические (змеиный яд, продукты гниения),а вот химических не использовали. И быстродействующих не знали. Еще спорили по поводу смерти брата Нерона, Британика, могли ли его отравить прямо на пиру. И ничего с таким быстрым действием не нашли. Так что...
прям конфетка а между Сидоном и Стамбулом он где был? Сохранность-то изумительная. Если на раскопках нашли, но что еще там было?
Гефестиона по центру с какой стороны? И как его опознали, небось на пузе не написано.
Есть же реконструкция его росписи, удивительно ярко все было.
что он был красавеца уже не важно. По сути, сабж заложил канон красоты, от изменения возраста до традиции бриться (ох, знал бы он, что оставит в истории
А умение подать себя, кстати, тут не менее важно, а это явно было в избытке. Его же не Вася Пупкин изображал, а Лисипп со Скопасом, не баран чихнул.
Злорадствую. современники и потомки тоже. Его вообще, походу,никто не любил.
вертикальные некрополи были были. Самый крупный как раз в Александрии и найден. Многоэтажнаяподземная махина с нишами для урн.
Да,посмотрела я на этого вашего "ихнемвона". Симпатичная тварь, а еще обещают, что "он враждует с крокодилами, истребляет их яйца и убивает даже самих крокодилов".
Гефестион с обеих длинных сторон по центру, вот этот милаха и вот этот .
Я считаю это надежно, кого ж Абдалониму вспоминать, как не Гефестиона. По логике, наверно, и опознали. И он кстати похож на голову из Прадо - тоже мелкие кудряшки и впалые щеки. А Александр там сбоку в шлеме, тоже узнаваемый. Абдалоним, похоже, был в этерах у Александра, и наверно так и правил в Сидоне, а с ним какой-нибудь стратег греческий. Похоже, что он участвовал в битве при Иссе (и это на саркофаге изображено, и он сам там с закрытым лицом), и в какой-то масштабной охоте вместе с Александром (это на другой стороне). А сбоку, короткие стороны, там он уже вроде с Пердиккой после смерти Александра.
Да, Александр на тыщу лет вперед каноны красоты собой заложил, все под него причесывались и голову к плечу наклоняли.
Его вообще, походу,никто не любил. Больше всего меня удивляло, что его и родной папа Антипатр не любил, и царство Полисперхонту передал, а не сынку.
за ихневмоном я думаю они гонялись для веселья, мы с друзьями вон кота в партию принимали, а пса судили сразу по дюжине статей, мангуст же ловкий, верткий, не ухватишь - небось, полдворца разнесли.
И он кстати похож на голову из Прадо , и на гражданина с мечом на мозаике. Если только у Кратера не было такого же запоминающегося профиля.
Только, атрибуция саркофага ведь тоже не абсолютная, есть варианты с Деметрием, кажется.
Но если это все же товарищ Г., отсюда вопрос, откуда упоминания о сходстве, они с Александром нифига не похожи.
Да и вопрос: Абдалоним пережил их всех на много лет,откуда уверенность, что он помнил своих благодетелей?
к плечу наклоняли подражание - страшная сила. Вот повадились все вслед за Людовиком XIV платок на шее носить, и родили радость-всех-мужчин-галстук.
И с Александром то же, героически сворачивали шею, причем, никто же не знал, почему он это делал.
похоже эталоном вот интересно, в это время Лисипп создавал новый классический канон, с более удлиненными пропорциями, который заменил идеал слоноподобных Дорифоров. Отсюда вАпрос, мог ли он пройти мимо такого "эталона". Придворный художник, как-никак.
А откуда ненавидевший Александра моралист Курций знал про "прелесть" и "фигуру" (че там такого замечательного было?) и все такое? Порядочному немытому римлянину,акие вещи знать не к лицу.
а не сынку. и среди писавших, никакого сочувствия не видать. И дети у него выросли скотами.
они гонялись для веселья мангусты, вроде, легко приручаются, видать, действительно чей-то ручной зверек был.
вон кота в партию принимали, *назидательно* вот нехрен так пить.
А как могли вообще сохраниться частные письма?
откуда уверенность, что он помнил своих благодетелей Ну а почему нет? На мой взгляд, это и по-человечески понятно, и логически; неблагодарность это ведь грех перед богами. Тогда ведь было почитание и божественного Александра и, возможно, героя Гефестиона - хоть и хиленькое. Абдалониму это, наверно, было приятно вписаться где-то в ту же компанию. Он скромный был человек и все хорошее у него в жизни началось, когда Гефестион его в цари из водоносов выбрал, и ничего плохого они ему не сделали, похоже, он только хорошие воспоминания о них сохранил.
родили радость-всех-мужчин-галстук Вот кто виноват, зараза! Не зря я Бурбонов не люблю.
моралист Курций Да он же сплетник по натуре и мне это в нем ужасно нравится, потому что он вываливает всю эту фигню про всяких там Эксципинов и Филиппов, которых "Александр любил за их юношескую красоту". Ну типичный такой Курций - обсосет все жареные факты, почмокает, а потом, мол, вот как они в быту разлагались, то ли дело римские суровые нравы.
Лисипп создавал новый классический канон Отсюда вАпрос, мог ли он пройти мимо такого "эталона Вот мне почему-то кажется, что Гефестион как раз этой моде соответствовал, и он, и статуи Лисиппа, явно отвечали понятиям Александра о красоте. Мне кажется вообще, что все эллинистические гермесы ужасно похожи на Гефестиона, а Аресы соответственно на Александра.
А как могли вообще сохраниться частные письма? Эти отрывки из писем Александра Плутарх цитирует, чтобы показать, какой он заботливый к друзьям был. Но вообще, вот у Диогена Лаэртского списки всех работ философов, которые до его времени сохранились, и там полно сборников писем. Они их издавали, судя по всему. А письма Александра адресаты хранили всю жизнь на груди и целовали их на ночь. Хотя есть еще такая поганая фигня - это типа "Письмовники", у них деткам давали задания типа, что написал бы Александр Дарию или что сказал бы Клит, упрекая Александра. А потом эти риторические упражнения тоже издавали, а потом их принимали за настоящие. Но мне кажется, это довольно легко отличить. В настоящих всегда есть какая-то неведомая фигня, имена неизвестных товарищей, непонятки, мелочевка всякая, а все поддельные - это как мы сами бы могли сочинить, общие слова и крупные, всем известные события и персоны. Вот у Плутарха эти письма, по-моему, явно подлинные, потому что о всякой там фигне.
А мангусты на востоке всегда вместо кошек жили. вот нехрен так пить.
старушки Сисигамбис. жаль, что о ее дальнейшей судьбе ничего не известно. А одеваться действительно могли похоже, с греческим гардеробчиком не больно-то и выпендришься.
Вот кто виноват ну, это меньшее из зол. Королек-солнце еще каблуки 15 см. носил, так как ростом сильно не вышел, 162-164.
Как жить мужчине с таким ростом?этой моде соответствовал очень возможно, что это статуи соответствовали ему. Каноны всегда пляшут от конкретной личности, независимо от ее реальных качеств. Например, идеал модерна (и всего 20 века) с длинными ногами, худобой, и выступающими ключицами, во-многом был создан туберкулезником Бердсли, по своему образу и подобию. Или Боттичелли, который своей "Симонеттой" определил канон красоты своего времени
все эллинистические гермесы может быть, черты Александра, действительно, часто придавали Аресу, и всегда - Митре.
А мне вот это изображение интересно. Указано, что это "предполагаемая копия слепка с лица Александра в 22 года"читать дальше Для статуи, что ли? В принципе, так делали.
Они их издавали вот в Риме,совершенно точно была такая практика. Письма не только издавали, но и устраивали публичные чтения. Типа как Сенека со своими "Письмами к Луцилию". Могло ли в Греции быть подобное?
Да он же сплетник по натуре самое интересное,что Александра он явно не любил, и много гадостей и про него, и про ближайшее окружение написал. Но вот Гефестиона, почему-то, не тронул. Беспроигрышный же был бы ход - описать с какой сволочью царь путался, вот какой нехороший. Но нет, "доблестный", все дела...
фигура замечательнаяпотому что о всякой там фигне. интересно было бы очертить круг людей, которым он мог о фигне писать, отделить,так сказать, рабочие отношения от личных.
не с трезвых глаз за мангустом бегали. надеюсь,мангуст спасся и отомстил.
162-164. Как жить мужчине с таким ростом? О, вон в Марадоне 160 и побольше бы таких Марадонов!
возможно, что это статуи соответствовали ему Хотелось бы думать, во всяком случае, интересно будет на все эти статуи именно с точки зрения Гефестиона посмотреть. Симонетта очаровательна. А после Бердсли еще Сара Бернар со своими мощами выдержала стиль и Ида Рубинштейн - до сих пор не представляю, что она делала в балете, вроде Дягилев ее просто прогуливаться по сцене пускал, такую всю - длинней всех балетных на три башки.
О, а, я слепка этого не видел!!!
Письма не только издавали, но и устраивали публичные чтения. Может, и в Греции так было. Поэты там точно свои стихи читали желающим. Они ведь тоже все на людях всю дорогу болтались. Ну по крайней мере на симпосиях зачитывали наверняка письма от красноречивых знакомых, а остальные завидовали и брали списывать.
описать с какой сволочью царь путался Странно, но из античных авторов, тех, кто именно историю писал, никто о Гефестионе плохого не говорил, только памфлетисты, ну и Лукиан подшучивал, а историки с уважением относились, похоже.
о фигне писать Гефестиону писал, Птолемею (ругал его, что тот вовремя не сигнализировал, что заболел, и лишил его удовольствия носить горшки из-под больного). К сожалению, у Плутарха такой красоты мало. Еще эти письма цитирует тем, кто ему мальчишек купить предлагал. Типа: "Как он мог! Разве я похож на извращенца!"
Гы-ы-ы, а может это мангуст сперва напроказил, например, таскал хилиарху в койку придушенных за ночь змей.